@ARTICLE{26543118_97956595_2013, author = {Э. Д. Товар-Гарсиа}, keywords = {, человеческий капитал, образовательные траектории, школьная успеваемость, Татарстансоциально-экономический статус}, title = {Связь между образованием родителей, успеваемостью и образовательными траекториями школьников в Татарстане}, journal = {Вопросы образования}, year = {2013}, number = {2}, pages = {252-269}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2013--2/97956595.html}, publisher = {}, abstract = {Товар Гарсиа Эдгар Деметрио — научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: beno09@yahoo.comВ силу культурного и национального разнообразия России анализируется проявление эффекта образования родителей в локальном срезе — в Республике Татарстан, а также выявляется его зависимость от таких объясняющих переменных, как пол, национальность, материальное положение, культурный капитал, социальный капитал, образовательные ресурсы, некогнитивные навыки, состояние здоровья, отношение сверстников к учебе.На основе данных анкетирования с помощью перекрестного табулирования и корреляционного анализа обнаружена слабая связь образования родителей с успеваемостью и образовательными траекториями учащихся. Наиболее существенное влияние на успеваемость оказывают пол (у девушек показатели выше) и национальность (татароговорящие имеют более высокие результаты). Образовательные траектории больше всего зависят от детерминанта «пол» (девушек среди планирующих продолжать обучение в вузе на 20% больше).В результате регрессионного и дискриминантного анализа установлено, что для предсказания успеваемости учащихся значим уровень образования родителей (главным образом отцов), при этом на успеваемость влияют и другие объясняющие переменные: культурный капитал, некогнитивные навыки, отношение сверстников к учебе, состояние здоровья, национальность и пол. Планирование обучения в вузе обусловлено образованностью родителей (в большей степени отцов), однако статистически значимы и переменные успеваемости (высокие образовательные показатели положительно предсказывают планы на обучение в вузе) и пола (у девушек вероятность дальнейшего образования выше).На основе полученных данных рекомендовано скорректировать стратегию образования в Татарстане для повышения образовательных результатов русскоговорящих учащихся и юношей. Слабая связь успеваемости учащихся с образованием членов их семей устраняет необходимость нивелирования эффекта низкого уровня образования родителей.}, annote = {Товар Гарсиа Эдгар Деметрио — научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: beno09@yahoo.comВ силу культурного и национального разнообразия России анализируется проявление эффекта образования родителей в локальном срезе — в Республике Татарстан, а также выявляется его зависимость от таких объясняющих переменных, как пол, национальность, материальное положение, культурный капитал, социальный капитал, образовательные ресурсы, некогнитивные навыки, состояние здоровья, отношение сверстников к учебе.На основе данных анкетирования с помощью перекрестного табулирования и корреляционного анализа обнаружена слабая связь образования родителей с успеваемостью и образовательными траекториями учащихся. Наиболее существенное влияние на успеваемость оказывают пол (у девушек показатели выше) и национальность (татароговорящие имеют более высокие результаты). Образовательные траектории больше всего зависят от детерминанта «пол» (девушек среди планирующих продолжать обучение в вузе на 20% больше).В результате регрессионного и дискриминантного анализа установлено, что для предсказания успеваемости учащихся значим уровень образования родителей (главным образом отцов), при этом на успеваемость влияют и другие объясняющие переменные: культурный капитал, некогнитивные навыки, отношение сверстников к учебе, состояние здоровья, национальность и пол. Планирование обучения в вузе обусловлено образованностью родителей (в большей степени отцов), однако статистически значимы и переменные успеваемости (высокие образовательные показатели положительно предсказывают планы на обучение в вузе) и пола (у девушек вероятность дальнейшего образования выше).На основе полученных данных рекомендовано скорректировать стратегию образования в Татарстане для повышения образовательных результатов русскоговорящих учащихся и юношей. Слабая связь успеваемости учащихся с образованием членов их семей устраняет необходимость нивелирования эффекта низкого уровня образования родителей.} }